Мифы в живописи Николая Дундина

Мифы в живописи Николая Дундина

Однажды в Индии я прикоснулся к тёплому каменному изваянию, залитому солнцем. Передо мной стояла каменная богиня, которой было много веков. И я подумал: «Господи, если ты сотворил нас по образу и подобию своему, то какие должны быть оригиналы там, на небесах!».


Такими словами вспоминает Николай Дундин свою поездку в Индию. Безусловно, это путешествие оказало огромнейшее влияние на всё творчество художника. Там он близко, можно сказать вплотную познакомился с таинственным миром легенд, мифов и искусством народа и великих мастеров древней Индии. Поэтому сейчас, на полотнах автора можно с лёгкостью найти не просто отголоски, но прямые ссылки на темы, связанные с Востоком и этой интереснейшей страной, со своей культурой и своими традициями. Однако художник никогда не может быть настолько однозначным и узким в своих взглядах, чтобы не видеть всего остального, кроме, например, искусства Индии. На картинах Николая Дундина живут образы Витебска, христианской религии, натюрморты и портреты. Автор, как настоящий творческий человек, интересуется всем, что его окружает. Поэтому на полотнах художника можно увидеть самые разнообразные сюжеты, темы и подтемы. Они отражают богатый внутренний мир, через призму которого проходит всё, что он узнаёт, видит, ощущает. При этом происходит преломление поступающих знаний, информации и осознание её. Именно оттого, как художник поймёт и примет этот мир зависит его выбор средств и формы выражения своих чувств и эмоций. Так как любая картина – это определённые способы её создания, т.е. различные средства и формы выражения. Следовательно, прослеживается прямая связь между внутренним миром и изображённым на полотне образом. И работы Николая Дундина не являются исключением из всех правил. В них с лёгкостью можно найти все черты, присущие творческому человеку, автору картин, который не просто отражает внешнюю действительность как в зеркале, как фотоаппарат, а, пропуская через сущность своего внутреннего мира, воспринимает и пытается понять и осознать его. Таким образом, глубоко вникая в волнующие художника проблемы, Дундин выплёскивает на полотна всю гамму чувств и эмоций, показывая богатую сущность психологии автора, внося в работы частицы мифологии. Она проявляется в творчестве Николая с разных сторон. Это может быть и отражение конкретной мифологии того или иного народа. Например, мифы Индии. Данная тематика не просто постоянно прослеживается на полотнах художника, но и влияет на его творчество в целом. Поездка автора в эту страну, с её древними традициями, верованиями и мифами оказала существенное воздействие на восприятие им всей действительности. Изменилось отношение к миру, изменились его работы. Они стали ярче, звонче и намного более живописными. В них присутствует масса ярких красок, цветов и оттенков. Полотна художника довольно пёстрые и насыщенные. Однако это совсем не мешает ему создавать гармоничные и красивые по гамме картины. Например, если взять работу «Танец Шивы», то сразу бросаются в глаза танцующие фигуры. А именно Шива в центре на втором плане и слева сидящая женщина с фруктами. Всё написано в ярких тонах, жёлто-оранжевыми оттенками. Казалось бы, всё сочно, насыщено, что даже слишком, но всё не так просто. Художник имеет тонкое чутьё и прекрасно сочетает и, казалось, «дикие» цвета, и противоположные, а иногда на картине встречаются почти «все цвета радуги». С одной стороны это не в пользу автора. Может создаться впечатление, что творец не владеет техникой и не умеет на работе сложить всё гармонично. Однако, это совсем не так. Доказательством могут служить его полотна. Ведь именно в них Николай Дундин уместил и прекрасное владение техникой, в плане общей постановки композиции и цветовой гаммы, и умение «вплести» определённую идею в структуру работы. На примере картины «Танец Шивы» видно, что автор использовал древний миф об индийском божестве. Это конкретная мифология определённой страны. И таких примеров в творчестве Николая Дундина много.

Танец Шивы

Из индийской тематики можно назвать такие работы, как «Юный бог», «Кришна – бог любви», «Царь Ашок» и другие. На всех этих работах присутствует тот или иной миф этой древней страны. Они прекрасно отражают главные черты, присущие культуре того времени. Среди них можно назвать следующие – третий глаз Шивы, восточное убранство, присутствие одежды в национальном стиле (балахоны, набедренные повязки, пояса и другие), ятаган, колонны и другой интерьер того времени и сами люди (разрез глаз, позы и манера исполнения). Таким образом, индийская мифология нашла своё отражение в работах художника.

Царь Ашок

Однако автору в его картинах удаётся прекрасно отразить и другие направления в мировой мифологии. А именно, можно назвать такие, как греческие мифы («Клеопатра», «Сократ»), христианские мифы («Крестный путь», «Вестник», «Поцелуй Иуды»), элементы городской мифологии («Вино, хлеб, Витебск») и авторская мифология («Улитка на прогулке», «Весна», «Сказка для взрослых»). Как можно увидеть на этих немногочисленных примерах художник постоянно обращается к теме мифологии. У него довольно разнообразный разброс тем, мифов, которые он берёт за основу. К примеру, большое количество работ посвящено религиозным мифам христианства. Взять, хотя бы, «Поцелуй Иуды». Мастер использует композицию из двух образов: синего и красного. Под последним подразумевается Иисус Христос. Доказательством этому служит небольшой крест, изображённый возле головы, ореол вокруг неё же и сам цвет фигуры. Он тёплый, горячий и символизирует кровь, которую пролил Христос за нас, будучи распятым на кресте. Что же касается второго образа, то это Иуда. Он в синих одеяниях, что означает холод и предательство. Но самое главное – это выражение лиц. Иисус Христос на работе изображён добрым, бородатым и взывающим доверие, когда Иуда имеет неприятное, льстивое лицо зеленоватого оттенка.


Вестник
Крестный путь
Сократ
Поцелуй Иуды
Улитка на прогулке
Сказка для взрослых

С такой же глубиной и тщательностью можно рассматривать другие работы Николая Дундина, относящиеся к разделу мифологии. Это даёт возможность лучше понять, что хотел сказать автор в том или ином моменте. Например, в работе «Натюрморт с грушами» художник изображает груши на столе, листик. Казалось бы, всё банально и просто, но они имеют вид женских фигур и к каждой из них прикреплёно изображение женщины, в точности повторяющее грушу. Это очень сложный для понимания композиционный ход. Можно только догадываться, что же на самом деле хотел передать этим художник – приятное блюдо или простое сравнение. Предполагать можно долго. Но одно следует сказать сразу – эта работа относится к разряду творческой или авторской мифологии. А в таком ракурсе современные художники, зачастую, начинают выплёскивать на холст все свои фантазии, включая и плавно вплетая в них всевозможные мифы. Такие полотна всегда очень сложны в понимании и истолковании.

Натюрморт с грушами

Таким образом, можно сделать вывод, что творчество Николая Дундина насыщено всевозможной мифологией различных стран и народов, тех или иных направлений мифов (то ли городских, то ли авторских либо каких иных). Такое разнообразие заставляет задуматься над сложностью и глубиной проникновения в тему автором. Ведь на самом деле работы хорошо освещают выбранные направления и помогают более детально проникнуть в тот или иной миф. Хочется надеется, что художник не остановится на достигнутом и будет продолжать работать в мифологическом аспекте искусства.

Мария
Последний ангел
Нож Казимира
Камни
Весна
Лето
Зима
Осень
Звезда
Луна
Солнце

 

УДК 7,0
Материал опубликован в книге «Образование XXI века: материалы X (55) итоговой научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 24-25 марта 2010 г. / Вит. гос. ун-т; ред.-кол.: А.П. Солодков (гл. ред.) [и др.] – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 241-242 с.»

Вячеслав Шайнуров, Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *