Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска

Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска

Религиозные и мифологические мотивы являют собой тот огромный пласт, в который с лёгкостью можно включить мифы, ставшие обычаями, обрядами, культами

Наша жизнь так многогранна и разнообразна, что охватить все аспекты просто невозможно. Однако есть такая замечательная её часть, без которой сложно представить себе современного человека. Она самая древняя и, возможно, самая интересная из всех аспектов жизни. Это мифы, очень разнообразные и необычные. Сегодня их вариаций и видов настолько много, что охватить их все кажется просто невозможным. Однако я попробовал это сделать на примере творчества витебских художников 1995-2010 гг.

Весь материал представлен в четырёх статьях, посвящённых соответственно различным направлениям в мифах современности:

Это исследование было проведено мною в 2009-2010 годах в рамках магистерской диссертации «Мифология в творчестве современных художников Витебщины», которая была успешно защищена в том же году.

Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска.

Мифы занимают большую часть в жизни каждого человека. Огромную долю среди них составляют религиозные мифы. И это на самом деле так. Хотя кто-то скажет, что предания и мифы в современных условиях урбанистического, научного и перенасыщенного информацией общества – это пережиток прошлого. Но когда посмотришь внимательней и глубже, в самую суть каждой детали нашей жизни, то станет совсем очевидным существование мифов. Ведь они живут в неразрывной связи с каждым из нас. А может быть даже и большей, чем раньше. И уж точно не в меньшей степени сегодняшний мир, социум и, соответственно, искусство и живопись зависят от мифов. Стоит только посмотреть вокруг и всё станет на свои места.

Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска
Золотое руно, Олег Захаревич

Религиозные и мифологические мотивы являют собой тот огромный пласт, в который с лёгкостью можно включить мифы, ставшие обычаями, обрядами, культами. Поэтому здесь называют мифологические сюжеты всех религий мира. Это и христианские, и буддистские, и исламские, и мотивы древних, языческих религий. Например, таких, как греческие и римские, египетские и «восточные» (если объединять под общим названием все мифы народов, населяющих восточную часть Евразии). Таких религиозных мифов много. И на большинство из сюжетов этих мифов хоть раз да была сделана работа художником. Современное искусство, и в частности живопись, так же как и в прошлые столетия постоянно обращается к религиозной тематике. Сегодня в картинах художников можно найти всё те же мотивы из античной и современной сакральной мифологии. Авторы продолжают посвящать им свои работы, вкладывая новый смысл в известные сюжеты.

Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска
Фея коллизея, Олег Захаревич

В Витебске можно назвать довольно много художников, которые, так или иначе, обращались к мифам, отображая их в своих картинах косвенно или напрямую. Но не все из них обращены к сакральным мотивам. Много современных художников, перерабатывая и изменяя увиденное и услышанное, отражают в своих работах не только конкретные религиозные мифы, а их сочетания и наслоения, превращая увиденный сюжет в свой миф. Под этим сегодня и понимают мифологические сюжеты в авторском толковании. Однако среди витебских художников можно перечислить много имён авторов, которые обращаются именно к религиозной и мифологической тематике. Вот некоторые из них: Сергей Кухто, Сергей Сотников, Олег Костогрыз, Олег Захаревич, Николай Дундин, Виктор Шилко, Эдуард Галустов, Дмитрий Горолевич, Анатолий Изоитко, Тамара Абабкова. Многие из этих художников постоянно обращаются к мифологическим сюжетам, а другие лишь изредка.

В целом, среди работ витебских авторов, написанных на религиозные и мифологические мотивы, можно выделить несколько основных направлений. В силу географического расположения Витебска и соответствующих веяний в обществе, которые оказывают огромное влияние на людей искусства, спектр мифологических мотивов не очень широк. Среди них можно увидеть древнегреческие и древнеримские, индийские, китайские, египетские и под общим названием – «восточные» мифы. Самыми частыми мотивами, к которым обращаются авторы, являются древнегреческие и древнеримские.

Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска
Юдифь, Сергей Сотников

Классическим примером обращения к мифам являются древнегреческие и древнеримские мотивы. Можно отметить следующие работы, которые были написаны в последние десять-пятнадцать лет и отражают взгляд художников на данную тему: Сергей Кухто «Хирон со спартанками»; Сергей Сотников «Юдифь», «Прогулка с единорогом»; Олег Костогрыз «Арго. Время Посейдона», «Золотой дождь», «Похищение Европы», «Купание Дианы»; Олег Захаревич «Икар», «Золотое руно», «Артемида», «Елена троянская», «Похищение Европы», «Клеопатра», «Фея Колизея»; Николай Дундин «Сократ» и другие картины.

К примеру, на полотнах витебского художника Олега Костогрыза мы видим желание показать себя как часть мира, отразить окружающее в своеобразном зеркале художника. Мифы – это проецирование жизни: рождение, смерть, любовь, ненависть. И всё это можно увидеть в самых разных мифологиях, которые автор отразил на своих работах. Среди них можно назвать такие, как древнегреческие и древнеримские, вавилонские и индийские, египетские и японские мифы. Например, в работе «Золотой дождь» мы наблюдаем знаменитый сюжет из греческой мифологии о том, как Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, то он заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку. Зевс, пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя и у них родился сын Персей. Художник на своей картине показывает нам Данаю, её служанку и падающий сверху прямо на девушку золотой дождь. Вся работа написана в ярких золотых, красных и зелёных цветах. Ещё один сюжет из древнегреческой мифологии можно увидеть в работе «Похищение Европы». В Европу, дочь финикийского царя Агерона, влюбился Зевс и похитил её, то ли превратившись сам в смирного быка, то ли послав за ней быка. Картина написана в таких же сочных золотых и красных цветах. Автор изобразил быка ярко-жёлтыми цветами, напоминающими золото. Так художник показывает его божественное происхождение. Композиция работы имеет центральное построение и динамическое движение вперёд прямо на зрителя. Костогрыз О. в своих картинах чаще обращается к древнегреческим сюжетам, о чём свидетельствуют вышеуказанные работы. Художник старается передать основную идею мифа через хорошо найденные образы, которые помогают зрителю воспринять новую интерпретацию уже известного мифологического сюжета.

Новое прочтение старого мотива сегодня особо актуально. И на примерах работ Костогрыза можно это прекрасно увидеть. Автор, используя общеизвестные символы и образы, составляет новое композиционное решение, которое совсем по-иному заставляет посмотреть на уже известный миф. Вот, например, как в картине «Арго. Время Посейдона» мы видим большое лицо, которое символизирует бога Посейдона, наблюдающего за аргонавтами. Сами же аргонавты представлены в виде небольшого греческого корабля с оранжевыми парусами. В работе отсутствует небо, а вместо него общий фон картины составляют успешно найденные пятна синих и жёлтых цветов, пересекающиеся с образом Посейдона. Все действие происходит в непонятном пространстве, хотя зритель сразу понимает, что действие происходит в море, т.к. видно, что судно плывёт по морю.

Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска
Арго. Время Посейдона, Олег Костогрыз

В таких работах авторы воссоздают мир старых мифов и легенд древних Греции и Рима через передачу конкретных образов и действий. Но не всё здесь так однозначно как кажется на первый взгляд. Казалось бы, что художники пишут отдельные работы в разрезе классической греческой мифологии и на этом проблема мифов исчерпывается. Однако, можно проследить, что сегодня в живописи есть свои особенности. Они задают общий тон и характер работы. Особенности складываются из современных стилей, популярных в той или иной мере. Например, Сергей Кухто в работе «Хирон со спартанками» использовал приём гладкого письма вместе с реалистическим построением всей композиции и пропиской деталей. Это позволило автору передать невероятное ощущение морского прибоя и кентавра, идущего по берегу вместе со спартанками. Такое же невероятное ощущение древнего мифа, когда «оживают» герои, изображённые на картине, присутствует и в этой работе. Здесь сидит бог Пан и нимфа танцует рядом с ним. Всю композицию работы составляют две фигуры, одна из которых обращена к зрителю спиной. Автор намеренно изображает бога сидящим спиной, чтобы лучше выразить характер героя. Данная фигура является изображением бога дикой природы и скотоводства. Такой вывод можно сделать по изображённым на фигуре бога Пана козлиным рожкам и ушам, копытам вместо ног и обилием шерсти на теле. Все эти признаки автор хорошо уловил и передал в своей картине. Сергей Кухто использует гладкую манеру письма. Он прописывает каждый волос и другие характерные детали на теле фигуры. Но, между тем, это не только не мешает общему восприятию композиции, а хорошо дополняет уже найденный сюжет, позволяя при помощи мелочей и деталей углубиться в передачу характера и эмоциональных особенностей каждого образа.

chiron_with_spartans
Хирон со спартанками, Сергей Кухто

Николай Дундин в полотне «Сократ» при помощи символических и абстрактных элементов написал портрет знаменитого философа древней Греции. Порой случайная поездка художника в другую страну с культурой и религией, отличной от европейской, захватывает его на столько, что он начинает писать исключительно в разрез этих новых мифов. Так и произошло с Николаем Дундиным. Он близко, можно сказать вплотную, познакомился с таинственным миром легенд, мифов и искусством народа и великих мастеров древней Индии. Данная тематика не просто постоянно прослеживается на полотнах художника, но и влияет на его творчество в целом.

Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска
Сократ, Николай Дундин

Поездка автора в эту страну, с её древними традициями, верованиями и мифами оказала существенное воздействие на восприятие им всей действительности. Изменилось отношение к миру, изменились его работы. Они стали ярче, звонче и намного более живописными. В них присутствует масса ярких красок, цветов и оттенков. Полотна художника довольно пёстрые и насыщенные. Однако это совсем не мешает ему создавать гармоничные и красивые по гамме картины. Например, если взять работу «Танец Шивы», то сразу бросаются в глаза танцующие фигуры: Шива в центре на втором плане и слева сидящая женщина с фруктами. Всё написано в ярких тонах, жёлто-оранжевыми оттенками. Казалось бы, всё сочно, насыщено, что даже слишком, но всё не так просто. Художник имеет тонкое чутьё и прекрасно сочетает и, казалось, «дикие» цвета, и противоположные, а иногда на картине встречаются почти «все цвета радуги». На примере картины видно, что автор использовал древний миф об индийском божестве. Это конкретная мифология определённой страны.

Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска
Танец Шивы, Николай Дундин

Таких примеров в творчестве других художников много. Например, Сотников С. «Китайский дракон», Юрий Потоцкий «Идол», Олег Захаревич «Клеопатра» и другие. На всех этих работах присутствует тот или иной древний миф. В работе Сергея Сотникова «Китайский дракон» прослеживается его серия китайских мотивов. Сотников в течение года жил в Китае и это наложило свой отпечаток на всё творчество художника. На его полотне «Осень в императорских мастерских» изображён китаец, который несёт целый город. При помощи символов и сюрреалистических приёмов (а, как уже описывалось выше, именно они как нельзя лучше могут помочь в передаче мифологических сюжетов) Сергей Сотников привносит в полотно «восточные» веяния и передаёт дух Китая на работе. А Юрий Потоцкий, используя всё те же приёмы символов, окунает нас в мир культуры Майя. И какие бы средства выразительности не использовались, все художники умело отражают характерные черты, присущие культуре того или иного времени.

Авторы в своих работах сочетают и владение техникой, и постановку композиции, и определение цветовой гаммы. Всё это позволяет художникам передавать особенности мифологических мотивов в своих работах. Например, Сотников в работе «Ловец снов» отобразил легенду о ловце снов, которая была популярна в индейских мифах. Больше всего она была распространена в качестве амулета для управления своими снами. Художник же, в своей работе, показывает нам человека, как своеобразного ловца снов. В руках у него музыкальный инструмент, которым он созывает сны. Художник представляет нам самого ловца образно – он выплывает из своеобразного облака снов, оголяя только плечи и нижнюю часть головы. Макушка головы у человека скрывается в облаке и, кажется, что он смотрит и изучает каждый сон. Такой приём очень необычен. Художник намеренно скрывает часть головы, вплоть до глаз человека. Такой способ построения композиции довольно сложен и труден. Однако именно такое неординарное построение позволяет автору наиболее выразительно передать основную идею.

Таким образом, можно сделать вывод, что творчество художников Витебска насыщено всевозможными религиозными мотивами различных стран и народов. Такое разнообразие заставляет задуматься над сложностью и глубиной проникновения в тему авторами. Ведь на самом деле работы хорошо освещают выбранные направления и помогают более детально проникнуть в тот или иной миф.

Добавить комментарий