Тут я собрал информацию о самых популярных на постсоветском пространстве лаках и разбавителях. Потому как во всех художественных магазинах они продаются под загадочными названиями типа «Разбавитель №1» и понимай как хочешь. Но даже если знаешь состав не всегда понятно для чего используется конкретно тот или иной. А зная эти основы, в целом, можно понять назначение просто прочитав состав. Итак, поехали, список получился длинный, зато более-менее полный.

Лаки

В масляной живописи лаки разделяют по виду их применения: лаки для живописи и покрывные лаки. Некоторые являются универсальными в применении. Отдельно стоит выделить лаки для ретуши. В следующей заметке можно подробнее почитать о лакировке масляной живописи.

Лаки для живописи

Применяются как добавка для художественных масляных красок и представлены в виде раствора смолы в пинене (скипидар художественный).

Даммарный лак — густоватый, применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. Он теплого оттенка и желтеет с годами. Это очень важно! Потому им необходимо покрывать работы только теплых тонов. Со временем он придаст благородство живописи. Даммарный лак можно разбавлять небольшим количеством пинена. Если добавить в лак пинен один к одному, то лак будет матовый, то же получается интересный эффект. Является обратимым лаком и удаляется с работы при помощи разбавителя, содержащего пинен или скипидар.

Мастичный лак — может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при многослойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют его и как покрывной лак. Имеет свойство немного желтеть со временем, при чём больше чем даммарный. Придаёт работе глянцевую отделку. Очень эластичный.

Копаловый лак — тёмного цвета, применяется как добавка к краскам. Высохшая плёнка копалового лака нерастворима органическими растворителями. Потому считается самым сильным среди живописных лаков.

Покрывные лаки

Предназначены для покрытия масляной живописи в целях защиты от выли и солнечных лучей, а также для придания красочному слою насыщенности и блеска.

Акрил-фисташковый лак (аналог акрил-стирольный) — его плёнка почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит плёнки мастичного и даммарного лаков. Им стоит покрывать работы в холодных тонах.

Фисташковый лак — его плёнка практически бесцветна и очень эластична. Правда высыхает дольше, чем другие покрывные лаки.

Ретушный лак — используется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоёв. Его наносят перед началом работы над нужным участком. Этот лак слегка растворяет верхний слой краски, усиливая тем самым сцепление с новым слоем. Так же лак помогает убрать матовые пожухлые места, вернув яркость цвета. По советам старых мастеров, вместо ретушного лака можно использовать срез головки чеснока.

Разбавители (медиумы)

Разбавитель №1. Производители: «ЗХК», «Гамма». Смесь скипидара и уайт-спирита, взятых в соотношении 1:1. Применяется для разведения эскизных масляных красок, рельефных паст, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Т.е. в менее ответственных работах. Лак не растворяет.

Разбавитель №2 (уайт-спирит). Производители: «ЗХК», «Гамма». «Уайт-спирит», производитель: «Maimeri». Продукт переработки нефти, фракция, образующаяся между тяжелым бензином и керосином. Пользоваться им следует осторожно, он обладает высокой проникающей способностью и может просачиваться на обратную сторону холста сквозь микротрещины в грунте. Применяется для смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Для разбавления лаков не годится.

Следует заметить, что при разведении художественных масляных красок уайт-спиритом и скипидаром пленка красочного слоя темнеет со временем.

Разбавитель №3, производитель: «Гамма». Разбавитель слабопахнущий, производитель: «ЗХК». Разбавитель без запаха, производитель: «Maimeri». Представляет собой хорошо очищенный уайт-спирит. Делает краски более прозрачными, позволяя получить плавные переходы тонов. Улучшает текучесть красок и сцепление слоев красок. Быстро высыхает, не желтеет. Применяется для разведения масляных красок, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Не разбавляет лаки. Необходимо заметить, что отсутствие запаха в этом разбавителе не уменьшает его токсичность. При работе с ним следует соблюдать все те же меры предосторожности, как и при работе с уайт-спиритом.

Разбавитель №4 (пинен, он же терпентин). Производители: «ЗХК», «Гамма». «Очищенная эссенция терпентина», производитель: «Maimeri». От латинского названия сосны Pinus. Пинен является составляющей скипидара и получается путем очистки скипидара живичного от осмолившихся веществ. Пинен окисляется значительно меньше, чем скипидар, которым не рекомендуется пользоваться в живописи из-за склонности к пожелтению и осмолению. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию. Пинен используют как разбавитель красок и лаков в живописи. При разбавлении красок пиненом понижается их блеск, со временем желтеет умеренно.

Масло льняное рафинированное также продаётся отдельно. Используется для разбавления масляных красок. Добавление льняного масла в краску дает большие преимущества: у краски значительно улучшается разносимость, сцепление с холстом и нижележащими слоями краски. Также краска становится менее концентрированной, более прозрачной, яркой, блестящей. Замедляется время высыхания краски. В итоге можно дольше работать «по-сырому», создавать лессировки.

Масло льняное уплотнённое №2 отличается более влагостойкой плёнкой и меньшей склонностью к пожелтению. Это масло рекомендуется использовать при лессировках, так как повышает оптические свойства.

Разбавитель для художественных масляных красок. Производитель: «ЗХК». Представляет собой смесь отбеленного рафинированного льняного масла и уайт-спирита с добавлением сиккатива. Практически «двойник». Делает краски более прозрачными и менее насыщенными, позволяя получать плавные переходы тонов. Уменьшает время высыхания масляных красок. Можно очищать им кисти.

Такая смесь масла и растворителя считается наилучшим вариантом разбавителя для масляной живописи. Сохнет чуть дольше, зато нет побочных эффектов в виде хрупкости. А ещё лучше писать совсем практически без разбавителя, т.к. в современных красках достаточно масла из тюбика сразу. А перенасыщать маслом не стоит, со временем может пожелтеть.

Подобную смесь художники зачастую мешают сами в зависимости от нужд. Например, можно размешать «двойник» в три баночки:

  • 30% масла + 70% растворителя – для первых слоёв
  • 50% масла + 50% растворителя – для промежуточных слоёв
  • 70% масла + 30% растворителя – для верхних слоёв

Разбавитель «Тройник». Производитель: «ЗХК». Классическая композиция, издавна применяемая многими художниками. Представляет собой раствор уплотненного отбеленного рафинированного льняного масла и даммарного лака в скипидаре. Дает блеск и яркие насыщенные тона. Однако даммарный лак в составе придаст чуть больше хрупкости и может вызвать пожелтение, что следует учитывать. Разбавитель используется для разведения масляных красок, а также в качестве промежуточного слоя для усиления сцепления красочных слоев. Для очистки поверхностей и кистей не используют.

Каждый компонент этого разбавителя сам по себе разбавитель. Кроме того, поскольку льняное масло может вызвать съеживание красочного слоя, особенно промежуточного, некоторые художники используют не «тройник», а «двойник» на лаке. Это даммарный лак, смешанный с разбавителем, например пиненом.

«Тройник» часто готовят сами. Для этого берём 1 часть даммарного лака разводится в 3-х частях пинена, потом добавляется 1 часть масла. Надо заметить, что данные соотношения не являются обязательными, и каждый художник, имеющий хоть какой-то опыт, будет по своему вкусу и в зависимости от решаемой задачи составлять свой «тройник». Больше пинена, то красочный слой будет быстрее сохнуть и больше жухнуть. Больше лака добавляют, чтобы придать крепости слоя и меньше пожухлости. А если масла больше, то краска будет дольше сохнуть и не будет жухлости и матовости.

Вместо даммарного лака в составе «тройника» иногда рекомендуют использовать ускоритель высыхания Liquin / Alkyd Medium. Это современный материал. Он гелеобразной консистенции. В два раза ускоряет высыхание краски. Улучшает текучесть и наносимость краски. Однако как он будет вести себя со временем никто не знает.

12 комментариев

Добрый день, а подскажите пожалуйста, почему используется только льняное масло как разбавитель, почему не подходят другие масла, овсяное, конопляное или другие? Можно ли использовать неоафинированное, холодного отжима?)

Добрый день. Дело в том, что именно льняное масло является одним из лучших растительных по своим физико-химическим показателям. Оно сравнительно быстро высыхает и образует твердую эластичную, прочную и нерастворимую в органических растворителях пленку. В нормальных условиях льняное масло высыхает на свету за 5-6 суток, в темноте – за 60. Безусловно, применяют и другие масла. Например сафлоровое, маковое, ореховое, подсолнечное. У каждого масла свои свойства и особенности. Некоторые сохнут много дольше или же вообще не высыхают. Некоторые могут растрескаться со временем. К недостаткам льняного масла обычно относят пожелтение. Так что нюансов много и каждый выбирает для себя сам. Но льняное масло считается довольно надёжным и проверенным годами. А что касается нерафинированного и холодного отжима, то не используют. Если покупают не специализированное масло в обычном магазине, то его нужно будет самому очень длительное время выстаивать на солнце. Потому гораздо проще и надёжнее купить уже готовый продукт заводского качества. Надеюсь ответил на ваши вопросы. Если ещё какие возникли, спрашивайте, отвечу.

Благодарю, за подробный ответ, а скажите пожалуйста, масло специальное, так и называется для художественных работ? То что в магазине не подходит?

Для художественных работ все материалы приобретаются в художественных магазинах. Там есть всё необходимое. А в обычных продуктовых магазинах и аптеках художественные материалы вы не найдёте

…можно ли использовать в работе с ипсляными красками на холсте акрил-стирольный лак ? — т.к. ребёнок опракинул нечаянно бутылочку с лаком даммарным. — далее заменить возможно акрил-стирольный на даммарный в тройнике ?

Здравствуйте! Смешала Тройник из Уайт-спирита, льняного масла и даммарного лака. Даммарный лак выпал в твердый осадок, получился в итоге Двойник, пишу на нем. Вопрос: в чем моя ошибка, что заставило лак выпасть в осадок? Несочетаемость уайт-спирита и даммарного лака? Что и чем заменить?

Доброго времени суток! А почему вы решили, что у вас выпал в осадок именно лак? Второй вопрос, вы использовали художественные материалы, а не строительные? По идее выпасть в осадок не должно было. Попробуйте заменить уайт-спирит на скипидар (пинен), т.к. даммарный лак в нём лучше растворяется.
Я сам не делаю смеси, а пишу на готовых разбавителях, так надёжнее. И рекомендую вам отказаться от лака в смеси. Есть мнения, что лак в смеси может плохо сказываться в дальнейшем на картине. Стоит придерживаться позиции, чем проще тем лучше. Чем меньше намешаете, тем больше шанса, что в будущем картина успешно сохранится.
Надеюсь я смог вам помочь 🙂

«И рекомендую вам отказаться от лака в смеси. Есть мнения, что лак в смеси может плохо сказываться в дальнейшем на картине.»

Михаил Михайлович Девятов – выдающийся советский и российский художник, реставратор, один из основателей отделения реставрации в Академии Художеств им. Репина, заслуженный деятель искусств, кандидат искусствоведения, профессор в пособии по техн. живописи писал:
«Любой лак состоит из смолы (или бальзама) и растворителя, и не всегда присутствует высыхающее масло. Высыхающее масло добавляют в так называемые «лаки для живописи», которыми художник разбавляет краску на палитре во время работы. Это так называемый «тройник», в составе которого смола (лак), разбавитель (скипидар) и высыхающее масло. Смоляной лак придает краскам блеск, ускоряет высыхание, положительно влияет на масло, защищая его от старения, делает просыхание масла более равномерным по глубине, а также присутствуя в каждом слое, лак улучшает адгезию за счет частичного растворения лака в предыдущем слое. Масло добавляется для плавности мазка. Если масло сгущено, то это повышает адгезию красок, делает краски более блестящими, быстрее сохнущими, красочный слой более эластичным и стойким.»

А также лак делает красочный слой более хрупким и менее эластичным. Что даёт опасность в будущем привести к растрескиваниям. Тут очень тонкая грань, и перебарщивать не стоит. По поводу лака в смеси ведутся очень жаркие споры. Посмотрите на иностранных ресурсах. Чаще всего сейчас вместо лака используют современный материал Liquin / Alkyd Medium. Это не мои выводы, есть грамотные в этой сфере специалисты, изучающие этот момент в лабораториях. На практике да, на лаке удобно писать. Не спорю. Но и без него так же комфортно пишется. Проверено лично

Подскажите пожалуйста! Есть написаный на тройнике фон-небо, но когда понадобидось внести правку такого же цвета, то она при высыхании темнела. Почему так происходит? Когда писала льнаным маслом на холсте, то таких проблем не было, а так как на твердой доске грунтованной масло очень долго сохнет, то попробовала тройник. Мне кажется, что пинен в составе разбеляет замес, а потом он темнеет, как как проявляется настоящий тон. Очень жду ответа! Заранее благодарю!

Думаю дело в грунте. Возможно доска плохо загрунтована или грунт слишком тянущий. Потому краски при высыхании темнеют. Вы же подбираете правку к уже высохшей краске. Вот и выходит, что новые мазки видны. Хотя обычно масляные краски не меняют тон и цвет при высыхании. Попробуйте покрыть фон ретушным лаком, чтобы грунт меньше тянул. И пишите практически без разбавителя. Ещё можно попробовать втирать масло льняное перед работой в нужный участок. Так вы напитаете основу и она меньше будет тянуть масло из нового слоя. Ну и попробуйте подбирать краску чуть светлее, с учётом что потемнеет

Добавить комментарий