Лакировка картины сегодня частенько упускается. И очень даже зря. А ведь это, пожалуй, один из самых ответственных моментов в работе. Потому сейчас я расскажу подробно о всех тонкостях покрывных лаков, применяемых в масляной живописи.

Почему необходимо покрывать масляную живопись лаком?

Масляную живопись просто необходимо покрывать лаком чтобы придать краскам изначальную звучность и глубину, убрав пожухлые места, а также чтобы защитить хрупкий слой краски от:

  • вредных химических веществ и газов в воздухе (сероводород, табачный дым), от которых краски темнеют с годами;
  • солнечного излучения, предотвращая выцветание;
  • пыли и грязи;
  • механических воздействий (мелких царапин и потёртостей).

Таким образом покрывной лак выравнивает блеск работы, придаёт глянец, а также выявляет цвет, краски становятся ярче и глубже.

Чем много описывать, лучше один раз показать

Что такое пожухлость?

Работы, написанные в технике многослойной живописи, зачастую имеют пожухлые места, матовые участки и неравномерный блеск. Чаще всего страдают тёмные участки, теряя глубину цвета работы. Исправить эти неприятности помогает покрывной лак. Пожухлость красочного слоя происходит в двух случаях:

  1. Плохой грунт — он вытягивает из краски масло, оставляя пигмент полусухим. В таких местах краска и становится жухлой и матовой, теряя свой блеск и цветовую насыщенность. И даже последующее покрытие лаком не всегда может исправить такие места. Потому грунт под живопись должен быть очень надёжным и качественным. Подробно о проклейке и грунтовке холста.
  2. Нанесение краски на не просохший предыдущий слой. Не полностью высохший нижний слой краски также способен вытягивать масло из краски, как и грунт. Это вызывает быстрое изменение цветового тона и приводит к его потускнению. А в добавок ко всему, со временем в этих местах работа может пойти микротрещинами из-за неравномерного высыхания слоёв. Старые и новые слои при высыхании сжимаются по-разному. Подробно о технике письма маслом.

Каким должен быть лак?

Покрывной лак должен быть свежим, не более полгода от даты выпуска. Иначе будет давать так называемый «отлип» после высыхания. А это значит не просохнет до конца и к нему будет прилипать пыль и грязь. Старый лак лучше пустить на живопись в «двойник» или «тройник».

Сами же лаки также имеют тенденцию стареть с годами, темнеть и покрываться микротрещинами, переставая выполнять свои функции. Потому покрытие лаком должно быть обратимым. То есть иметь возможность в любое время быть смытыми слабым разбавителем, вроде пинена, для повторного лакирования. Поэтому очень важно применять только специальные покрывные лаки.

А когда придёт время, реставратор сможет удалить старый лак с поверхности и нанести новый свежий. Тогда старая работа будет выглядеть хорошо, совсем как новая.

Лакировка масляной живописи

Чем лакировать?

Подробно о каждом лаке я писал в статье «Лаки и разбавители для масляной живописи«. Так что можно почитать там. А тут я вкратце пробегусь по названиям лаков, которые используют для покрытия готовых работ.

Чаще всего используют даммарный и акрил-стирольный лаки. Так же можно взять фисташковый лак, он тоже очень хорош. Ещё используют ретушный, но его применяют больше для коррекции пожухлых мест, а не как финишный лак.

Все эти лаки глянцевые и покрытая ими работа сильно блестит. Зато под глянцевым лаком цвета яркие и сочные. В отличие от матового, где всё немного скучнее смотрится. В наших магазинах Беларуси матовый лак редкость. Во всяком случае я с ними не работал. Однако можно добиться матового эффекта самому. Для этого достаточно разбавить лак небольшим количеством пинена.

Когда надо покрывать лаком?

Считается, что покрывать картину лаком надо не ранее чем через год после написания. И всё это время работа надо предохранять от пыли и грязи. За год льняное масло в красках должно полностью полимеризоваться. Но следует помнить, что первые 90 дней происходят самые значимые изменения в красочном слое.

Однако есть мнение, что сейчас масляные краски делают иначе, чем раньше. Теперь они быстрее высыхают из-за присутствия в них сиккативов. И выжидать год уже не обязательно. Некоторые предполагают, что минимальный срок теперь месяц-полтора. После него работу уже можно покрыть лаком в один тонкий слой. Главное во время лакирования следить, чтобы разбавитель, присутствующий в лаке, не растворил верхние слои краски. Один тонкий слой лака вряд ли способен вызвать кракелюр. Сила натяжения лаковой пленки в нём слабая и её не хватит для образования трещин и разрывов масляной краски.

Советы по нанесению лака

  • выберите место, свободное от пыли, чтобы работать, закрывая окна и двери;
  • перед нанесением лака стоит почистить картину от пыли. Можно смахнуть пыль или же промыть обычной мыльной водой (мыло или средство для мытья посуды и рук). Если поверхность сильно загрязнена, то сначала протрите уксусом или водкой. Только не лейте прямо на холст, смочите мягкую тряпку и протрите сверху, а после просто влажной тряпкой;
  • для лакировки выделите отдельную плоскую широкую, мягкую кисть, после работы хорошо очищайте её;
  • лакировать надо в горизонтальном положении, иначе образуются некрасивые потёки;
  • лак наносить тонким слоем, лучше несколько тонких, чем один толстый;
  • смотрите на работу так, чтобы свет отражался от свежего лака. Тогда легко увидеть пропущенные места;
  • не торопитесь при лакировании, особенно если используете кисть. При быстром движении руки, кисть часто захватывает воздух и в лаковом слое остаются микропузырьки в виде мутных белесых полосочек. Такого надо избегать и лечится лишь смытием лакового слоя разбавителем и повторным лакированием;
  • лак схватывается очень быстро, особенно когда тепло, потому мешкать нельзя;
  • не возвращайтесь к уже пролакированным местам, иначе испортите. Лучше дать высохнуть и пройтись лаком ещё раз;
  • следите за тем, чтобы выпавшие волоски из кисти не оставались на поверхности, вовремя убирайте их;
  • в конце просматриваем качество покрытия и оставляем работу лежать горизонтально на пару часов. После схватывания лака можно поставить работу лицом к стене или отнести в ванную комнату, чтобы защитить от пыли и грязи;
  • второй слой можно наносить через сутки. Нанесите его под прямым углом к первому.
Пример лакировки вертикально, но после сразу же положить работу горизонтально

Советы хранения картин, покрытых лаком

  • работы, покрытые лаком, нельзя прислонять друг к другу лицом, иначе могут склеиться;
  • лучше всего после покрытия лаком вставить работу в раму, так будет защита от случайных ударов и прикосновений;
  • масляную живопись не стоит вешать в ванных комнатах, кухнях, над радиаторами, открытым огнём и других подобных местах. Работа может сильно пострадать;
  • надо стараться избегать больших перепадов температуры и влажности в помещении, где хранится масляная живопись;
  • надо быть очень осторожным при транспортировке работы. Если обернуть её пупырчатой плёнкой, то на лаке могут остаться следы.

91 комментарий

Здравствуйте. Отличная статья. Спасибо за информацию. У меня сложилась такая ситуация. Нанесла даммарный лак на высохшую масляную картину и через 2 суток лак даёт лёгкий «отлип», на углах сильнее. Лак был открыт несколько месяц назад, срок годности не истёк. Что делать? Как спасти картину? Почему липнет и высохнет ли он через длительное время? Может быть сможете мне подсказать? Спасибо заранее

Здравствуйте! Спасибо 🙂
Я понял вашу ситуацию. В первую очередь надо расслабиться и не паниковать, ничего страшного не случилось. Я так полагаю вы лакировали при комнатной температуре и влажности? Если это так, то скорее всего лак был не очень качественный. Так как у меня обычно даже постоявший несколько месяцев лак хорошо высыхает.
Сейчас вам нужно поместить работу в тёплую комнату и подождать где-то с месяц, примерно. Только поставьте её лицевой стороной к стене, чтобы пыль не липла. Посмотрите что будет происходить. Если всё так же будет давать «отлип», то в таком случае возьмите свежий даммарный лак. Попробуйте мазнуть где-нибудь на уголочке. Должно высохнуть довольно быстро (буквально за день) и не липнуть больше. Если уголок хорошо высохнет и «отлип» давать не будет, то покройте всю работу свежим даммарным лаком.
Если же «отлип» таки будет всё ещё, что вряд ли, то есть ещё один вариант. Только сразу предупреждаю, вариант сложный и работает при условии, что ваша работа до покрытия лаком была просушена минимум полгода. Берёте тряпочку и протираете растворителем №1 (скипидар и уайт-спирит) всю поверхность. Только очень легко и осторожно, чтобы не смыть краску. Таким образом вы снимете только лак, который липнет. А после можете покрыть работу заново свежим и хорошим лаком.
Надеюсь мои советы помогут вам спасти работу. Буду рад, если позже вы отпишитесь тут о результатах. Успехов вам

Спасибо большое за развёрнутый ответ! Картина была написана где-то 3 месяца назад. Нанесла прям тоненький слой лака. Сложность ещё в том, что на картине поталь. Попробую поочерёдно все ваши советы. Обязательно отпишусь. ?

О! Поталь?! В таком случае стоит быть осторожнее, чтобы не повредить её. Если с первым способом всё спокойно. То со вторым нужно быть очень внимательным. Протирая растворителем можно повредить поталь.

Здравствуйте, очень нуждаюсь в Вашем совете. Купила картину неизвестного автора в нормальном состоянии, почистила ее луком (я не художник), в паре мест повредила. В магазине посоветовали Rich супер клей (аэрозоль активатор), я не жалея все покрыла аэрозолем перед переездом. А через месяц картина стала шелушиться и отваливаться кусочки краски. Здорово «облезла». Картина старая. Покрыла маслом конопляным. Что-то можно сделать? 😥

Здравствуйте! Печальная у вас история, сочувствую. У меня сразу несколько вопросов. Насколько старая картина и в каком магазине вам посоветовали покрыть работу этим клеем? Скажу сразу, что все три ваших действия были неправильными. Но хуже всего именно клей, т.к. он плохо влияет на масляную краску. В этом вы и сами уже убедились. В данной ситуации необходимо аккуратно очистить растворителем картину от клея и масла. Затем закрепить её художественным лаком. После восстановить повреждённые куски картины и залакировать финишным лаком. Я Вам советую обратиться к профессиональному реставратору, т.к. только он сможет помочь в такой сложной ситуации. А если же картину всё же не удастся спасти, но она вам очень дорога, то вы можете заказать у художника копию этой работы. Для этого достаточно фотографии.

Добрый день. Я начинающий самоучка. Продал только что написанную картину маслом. Ее надо отправлять в другую страну. Как быстрее ее высушить и стоит ли ее покрывать лаком? Спасибо за ответ.

Добрый день! Поздравляю с первой продажей! Высушить работу быстрее можно на солнце или расположить недалеко от батареи. Тогда краски просохнут немного быстрее. Во всяком случае «на отлип». Покрывать лаком нужно. Однако у вас, как я понимаю, нет на это времени. В таком случае есть два варианта. Вы можете нарушить технологию и покрыть лаком рано. Однако возможны последствия в этом случае. Либо вы можете отправить работу так, без лакировки, с уточнением, что через полгода-год требуется лакировка у местного мастера

Здравствуйте. Помогите, если возможно. Дочь впервые нарисовала картину на заказ. Заказчику очень понравилось, но попросили покрыть лаком. Покрыли и случилась катастрофа. Через час контуры местами размазались, через два изменились цвета. Сиреневые, фиолетовые оттенки стали красно-белые розовыми, всё оттенки синего и голубого ( блики на пиджаке) стали темно- синими. Почему так произошло? У дочери руки опустились. Обратилась в родную художку, там ничего не подсказали. Можно ли снять этот лак, чтобы исправить картину или рисовать поверх него? Холст грунтованый, краски местами масло и местами акрил. Верхний слой больше акрила. Лак художественный для акрила. Полгода трудилась. Жалко работу.

Доброго времени суток! Прочитал вашу историю, грустная очень, сочувствую. Скажу сразу, работу не спасти, т.к. она была обречена изначально. Полгода труда, безусловно, жалко. Однако в данном случае вы совершили несколько основных технологических ошибок. Первая, это смешали акрил и масло. Смешивать настолько разные материалы довольно проблематично. Ещё более-менее держится, если писать маслом по акрилу. А наоборот же, акрилом по маслу не выйдет. Даже если сразу всё хорошо, то, скорее всего, через время растрескается наверняка. Можно экспериментировать с этой техникой, но делать такие работы для заказчика не стоит. Гораздо надёжнее выбрать одну технику, либо масло, либо акрил. Вторая ошибка, вы покрыли масло водорастворимым лаком для акрила. Опять же технологически не допускается. Моя рекомендация в вашем случае, взять новый холст и сделать работу заново либо акрилом, либо маслом. И не пугайтесь, в этот раз на повтор работы уйдёт гораздо меньше времени, так как девушка уже знает как и что делать. И наверняка получится даже лучше. А заказчику скажите, что возник технологический вопрос, из-за которого пришлось переделать работу. Уверен клиент поймёт.

Добрый день. Получила заказ на картину, в заказе нет ничего необычного, кроме того, что покупатель хочет, чтобы готовая работабыла покрыта трещинами(кракелюром). Купила однокомпонентный кракелюрный лак, но только дома увидела, что он для акриловой живописи, а у меня масло. Может посоветуете как добиться кракелюра на маслянной картине. Заранее спасибо!

Доброго времени суток, Мария!
Скажу сразу, самому мне не доводилось создавать кракелюр на масляных работах. Однако я знаю несколько вариантов. Вам придётся немного поэкспериментировать. Рекомендую взять работу, которую не жалко и потренироваться на небольших участках.
Итак, для начала готовое решение, если найдёте в магазине. Обратите ваше внимание на продукцию итальянской компании Maimeri Patina varnish и Picture cracking varnish. Это двухкомпонентный способ, рекомендации по работе с ним обычные. Сначала покрываете лаком с патиной. Только учтите, он придаёт антикварный вид и ещё больше желтеет со временем. Не дожидаясь полного высыхания (поверхность должна быть ещё чуть липкой) нанесите кракелюрный лак. После высыхания проявите трещины затиранием масляной краски, пастелью, пудрой или битумом. И закрепите всё покрывным лаком, можно лаком с патиной.
Есть ещё один вариант. Он немного самобытный и за результат я не отвечаю. Нанесите покрывной лак (даммарный или акрил-стирольный). И пока он не высох (так же чуть липкий) нанесите желатин (или же столярный клей). При высыхании он даёт сильную усадку и стягивает не подсохший лак, создавая таким образом кракелюр. Далее всё как обычно, проявить краской и закрепить лаком.
Надеюсь мои советы вам помогут. Так же буду очень благодарен, если вы потом отпишитесь и скажете что в итоге вас спасло 🙂

Добрый день! Подскажите, в магазине продали двойник под видом дамарного лака. Можно ли двойник(невская палитра) покрыть картину (масло)?

Здравствуйте! Двойник от невской палитры? Ни разу не встречал такого. Даже интересно, что входит в состав. Однако, в любом случае, им нельзя покрыть работу. Рекомендую использовать только чистый лак покрывной. Либо даммарный, либо акрил-стирольный. А двойник использовать для письма будущих работ.

Подскажите пожалуйста). Заказчик попросил покрыть картину глянцевым лаком, но он торопиться у меня мало времени. Пишу масленными красками pebeo ну и покрывной лак на синтетических смолах взяла такой же. Вопрос если покрыть через неделю после окончания работы, какие могут последствия ?

Доброго времени суток, Ульяна! Заказчики всегда торопятся, увы. Последствия могут быть от самых печальных, до минимальных. Всё зависит от вашего стиля. Если вы пишите очень толстым слоем, то краска за неделю не высохнет однозначно. В этом случае, после покрытия лаком, нижний слой разорвёт верхний и картина может потрескаться в будущем. А если вы работаете тонким слоем на тройнике с лаком, то шанс, что работа высохнет, повышается в разы. Особенно, если её поставить на солнце или недалеко от батареи. Тогда можно аккуратно залакировать. Но, очень тонким слоем. Однако, всё равно нет гарантии, что картина не растрескается в будущем. Потому решать вам. Поговорите ещё раз с заказчиком. Если есть возможность через полгода привезти работу к вам на лакировку, то это лучший вариант.

А у меня после написания первой картины, прошло 22 года, остался фисташковый лак. Картина в отличном состоянии. Написал сейчас вторую картину, что лак для неё уже не годен?

Если я правильно вас понял, то лаку 22 года, верно? В таком случае лак в качестве покрывного уже не годен. Скорее всего он стал очень густым и до конца не высохнет. Будет липнуть, собирая пыль. Вы только испортите картину. Рекомендую, лучше купить новый лак

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, если часть картины написана маслом, а куски фона акрилом, то в этом случае можно использовать лак для масла для всей картины

Добрый день! Извиняюсь за долгий ответ. Существуют универсальные лаки для масла и акрила. Этот вариант будет лучше всего. Но можно попробовать покрыть вашу работу синтетическим лаком, например акрил-стирольным. Но однозначно ответить не могу, так как сам не пробовал. Рекомендую поэкспериментировать на какой-нибудь акриловой работе, а потом уже покрыть вашу картину

Здравствуйте, спасибо за прекрасную статью. Много полезного.
.
Подскажите, пожалуйста, можно ли писать поверх лака? Я хочу переделать кое-какие вещи в картине.

Спасибо! Рад, что моя статья оказалась полезной.
Поверх лака писать можно. Однако для этого необходимо воспользоваться ретушным лаком, чтобы сцепление свежей краски было лучше

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста,вы написали что можно писать маслом поверх лака, но придётся воспользоваться ретушным лаком. Его сначала надо наносить,а потом писать маслом или наоборот?

Доброго времени суток. Ретушный лак служит для того, чтобы немного растворить верхнюю плёнку и улучшить сцепление между слоями. Потому сначала ретушный лак, а потом уже писать маслом.

Здравствуйте!

Подскажите пожалуйста.
Рисовал в студии, преподаватель дал просроченную колеровочную пасту) которой (Черный) я покрыл всю картину, как первый слой и потом поверх начал рисовать акрилом. Когда все высохло черный цвет начал мазать. Решили лаком покрыть, те варианты которыми можно было бы это сделать при нанесении обычных жидких лаков смешивается с черным (колеров-ая паста). В итоге конечно теряется и структура и рисунок. Был лак по акрилу глянцевый (аэрозольный) им пробывали он как на лобовом стекле каплями. Ну и глянцевый эффект мне в данной картине не нужен был. Преподаватель без меня решил попробывать нанести этот глянцевый лак. Без моей ошибки тут не обошлось тоже, нужно было лак матовый купить по акрилу. А в итоге взял импортный pebeo лак покрывной (аэрозольный) матовый на основе растворителя для масляной живописи(((
Лёг лак хорошо, эффект тоже нужный получился. (Пока в один слой) . Есть переживания что лак не корректно купленный мною со временем испортит картину?! Всё пропало? Или есть выход?

Доброго времени суток! Ничего не могу сказать по поводу колеровочной пасты. Никогда не доводилось применять её в качестве первого слоя. Странный выбор. Однако, что касаемо вопроса лаков, в вашем случае всё должно быть хорошо. Время покажет, но думаю картина не испортится. У вас акриловый лак по акрилу ложился первым слоем. А затем масляный лак. Это нормальная хорошая последовательность покрытия работы, выполненной акриловыми красками

Здравствуйте! Спасибо большое за такую информативно статью ) Подскажите, пожалуйста, у меня такая ситуация. Готовая картина покрыта лаком kiva 70 ( глянцевый лак для мебели). Но стала замечать неточности и захотелось переписать. Могу ли я по нему сверху писать новую работу, обработав, к примеру, даммарным лаком или его нужно снимать растворитель?

Здравствуйте! Я так понимаю, у вас картина акрилом, не маслом? Не спрашиваю, зачем вы покрыли картину мебельным лаком, не предназначенным для этого. Думаю, что просто поверх не стоит писать, вряд ли акрил хорошо ляжет. Как снять лак я не смогу вам посоветовать, я не реставратор. Единственное, что я могу порекомендовать в вашем случае, это попробовать пройтись ретушным лаком. Только сначала где-то в уголке поэкспериментируйте. Я не знаю как ретушный лак будет взаимодействовать с лаком kiva 70.

Здравствуйте, у меня такая проблема с картинами написаными маслом. Через 1-2 года после написания картины холст начинает в себя втягивать масло, обратная сторона жёлтая, а на лицевой пропадает блеск, очень много пожухлостей. Сразу скажу, что краски pebeo и van Gogh, холсты тоже, вроде, неплохие. Если сейчас покрыть лаком, уйдут ли пожухлости и вернётся ли первоначальная глубина и цвет краски?
Очень расстроена, так как работы мне нравятся. Спасибо

Добрый день, купила лак для масляных красок. Когда начала гуглить то поняла что там я не понимаю какой это вид лака. Вот все что на нем есть pébèo
SEULEURS À LMUILE + OIL COLOURS
AUXILIARIES
Vernis crystal
Crystal Varnish
Barniz crystal
Vernice crystal
Kristallfrnis
Подскажите, пожалуйста

Добрый день! Спасибо большое за такую информативную статью! Скажите пожалуйста, можно ли наносить лак на невысокую маслинную краску, чтобы быстрее её высушить? И есть ли какие-то способы ускорить высыхание? Спасибо!

Спасибо за такой отзыв)
Наносить лак на невысохшую краску категорически нельзя. Это не позволит краске высохнуть быстрее, а наоборот. Под высохшим лаком краска будет дольше сохнуть или вообще перестанет сохнуть.
Ускорить высыхание краски можно, но не сильно. Поместите картину в тёплое и сухое помещение. Можно разместить холст у батареи или на солнце. Это слегка ускорит высыхание

Благодарю за полезную статью, лайфхаки в ней и приложенные видео!
Скажите пожалуйста бетонную стену в душевой расписанную маслом покрывать лаком для масляной живописи или можно покрыть лаком для бетона? Роспись прям в самой душевой, где взаимодействие с водой

К сожалению, я имел мало опыта в росписи стен, потому не могу однозначно ответить на ваш вопрос. Попробуйте покрыть обычным лаком для живописи. Не уверен, что лак по бетону ляжет на масло. Если он акриловый, точно не ляжет. Нужно поэкспериментировать. Однако, в любом случае, я не уверен в долговечности такой росписи в ванной, всё же прямой контакт с водой даже под лаком

Здравствуйте! Приобрела давно картины, написанные на холсте масляными красками, а поверхность местами липкая. На одной из них обратная сторона липнет очень сильно. Чем можно картины обработать, чтобы устранить липкость? Спасибо.

Доброго дня! С лицевой стороны липнуть может плохое лаковое покрытие. Попробуйте залакировать картину заново хорошим художественным лаком. Только поэкспериментируйте предварительно где-нибудь в уголочке картины. Проверьте, чтобы лак хорошо ложился и устранял липкость. А вот про обратную сторону у меня только одна мысль. Возможно там проступил клей, которым проклеивали холст. Но я не встречал таких случаев. Что посоветовать не знаю, т.к. обратную сторону ничем обрабатывать нельзя

Большое Спасибо за обратную связь! Художественный лак — имеется ввиду акриловый?

Нет, не акриловый. Если у вас на картине масляные краски, то нужен лак для масляной живописи. Например даммарный или акрил-стирольный. Акриловый лак просто не ляжет на масляную поверхность.

Да, забыла уточнить, Вячеслав — липнут именно масляные краски, мазки, на изображениях именно деревьев, или мелких деталей. Лаком поверхность не покрывалась.

Если мазки плотные, не мягкие, значит краска высохла. К тому же вы говорите, что давно купили картину. Потому липнуть может лак. Возможно автор покрыл картину лаком ещё до продажи, просто вам не сказал

Доброго времени суток!
Сегодня столкнулся с такой проблемой: некоторое время назад отдал реставратору (sic!) небольшую интерьерную копию известной картины, написанную предположительно в 1890-е — 1910-е г.г. — отдал на РЕСТАВРАЦИЮ (нужно было подвести бортовку, т. к. холст был срезан с подрамника, а также прописать детали, которые копиист изначально сделал крайне небрежно, либо проигнорировал). В итоге, реставратор фактически переписал картину заново, да ещё и покрыл лаком (по всей видимости, дамарным лаком), и теперь это свеженаписанное позорище сверкает новыми красками, да ещё и бликует. Новая картина на старом холсте мне и даром не нужна, но деньги уже уплачены, и нужно привести эту живопись в нормальное состояние, чтобы она не портила интерьер гостиной. Поэтому, позволю себе задать Вам, как специалисту, два вопроса:
1. Каким образом можно удалить с живописного слоя лак?
2. Каким образом после удаления слоя лака добиться эффекта старения (появления мелкого кракелюра), не используя кракелюрный лак и прочую современную химию?
Буду очень благодарен за помощь.

Доброго дня! Ух! Если ваша картина примерно 1890–1910 г.г., то она уже сама по себе имеет большую ценность. Мне очень печально, что реставратор так сильно изменил её. Скажу сразу, я не силён в нюансах реставрации. Однако, знаю точно, что возможно снять не только лак, но свежие краски. Потому могу вам порекомендовать обратиться к другому реставратору, более квалифицированному. Обсудить с ним все нюансы такой сложной работы.
Теперь по вашим вопросам:
1. Лак удаляется при помощи растворителя. Например, упомянутый вами даммарный лак удаляется с работы при помощи разбавителя, содержащего пинен или скипидар. Только очень аккуратно и медленно, чтобы не снять весь красочный слой. Для других лаков надо подбирать растворитель, который сможет снять лаковый слой. Обычно проводится такой подбор где-то в углу картины.
2.Если вы не хотите использовать лак для состаривания работы, то остаётся только пара вариантов. Можно нарисовать сетку трещин на картине. Или же заставить красочный слой потрескаться самому. Для этого нужно провести резкую смену температуры, а после ещё пройтись круговыми движениями мелкой наждачкой, для появления эффектов потёртости. Однако, такое обращение со старой картиной может привести к необратимым последствиям.

Добрый день!
Возможно ли нанесение дамарного лака на работу как только она высохла, без ожидания 2-ух месяцев? Дополнительно на работе присутствует поталь, как у девушки выше. Переживаю чтобы не испортить работу, но заказчик уже ожидает. Благодарю заранее за ответ.

Доброго времени суток!
Вся соль в том, что работа полностью высыхает через год. А за неделю высыхает только верхний слой. Если у вас живопись тонкая, не корпусная без толстых мазков, то можно через пару недель пройтись разведённым лаком. Очень тонким слоем. Что касаемо потали, к сожалению не могу дать вам рекомендаций, так как сам с поталью не работаю. Знаю что её нельзя покрывать лаком на водной основе, только на спиртовой

здравствуйте Вячеслав, почитал коментарии и понял что без вашей помощи никак.. у меня есть картина, очень и очень дорога мне. автора к сожалению нет в живых. на картине краска не сохнет уже третий год. цвета — черный/зеленый болотный близкий к черному и темно синий тоже близки к черному, эти цвета не сохнут. картина в сухой комнате, проветриваемой, теплой. на ощупь краска в этих местах как резиновая пленка липкая. возможно автор ее лаком покрыл до высыхания, незнаю. я в отчаянии, снимать краску нехочу, некому потом писать. может есть какой способ ? холст грунтованый. дело в том что на другой картине теже цвета высохли давно. а одна упрямо не хочет. очень липкая поверхность. иголкой краска протыкается легко. помогите пожалуйста

Добрый день. Странная ситуация у вас. Если, как вы говорите, из двух картин цвета не просохли только на одной, значит либо была нарушена технология, либо использовались плохие краски. Но если один автор, то краски одинаковые, скорее всего. Возможно лак плохой и он, как раз, и липнет. Тёмные цвета обычно быстро сохнут. В любом случае уже должно было просохнуть полностью. Так прям не могу сказать ничего, не понятно, надо смотреть. Могу предложить два варианта вам. Оставить как есть, если не растрескается, значит лак просто липнет. Или же отнести картину к реставратору, он точно вам скажет.

Спасибо за оперативный ответ.. я прям в отчаянии какомто. искренне был бы рад, если высохнет и потрескается но пусть высохнет уже. а так даже вешать работы боюсь, пыль может налипнуть внезапно. весь интернет перевернул, и так и не нашел ответа почему краска не высохла за несколько лет!!?!! гдето советовали феном сушить, пробовал, но еще хуже липнет. сама краска как пленка стала. она не жидкая, но липкая дико. Извините забыл сказать, недели две назад попробовал драмарным лаком в уголке, и он или не высох или испарился))) , хотя другую работу покрывал в тоже время и на третьи сутки можно было щупать. Уже готов снимать лак но незнаю как, работа мне чрезвычайно дорога, я не могу доверить реставратору даже, готов сам скрупулезно делать что угодно, если подскажете только.. в наличии есть драмарный лак, скипидар живичный, керосин, льняное масло.. все принадлежности автора тоже есть. заранее благодарю !

Скорее всего у вас краски высохли. Я думаю там проблема в лаке. Возможно он не качественный был, потому и липнет. Странно, что покрытие дамарным лаком сверху не помогло. Необходимо снять этот лак и дать просохнуть картине. Однако снятие лака это очень проблематичная задача, особенно если там краски не просохли. Можно вместе с красочным слоем снять. Тут нужен опытный человек. Я рекомендую вам отнести картину на консультацию к реставратору. Только он сможет вам точно сказать что делать и как быть.

спасибо! кстати я както даже нашел краски которыми пользовался автор, все цвета на грунтованом картоне кистью нанес, и в течении недели они высохли (не полностью конечно, но твердой коркой покрылись, без лаков, и масел). буду следовать вашему совету! и обязательно отпишу о результатах. может кому нибудь пригодится такой опыт. еще раз благодарю, хоть надежда появилась))

О! Нашли краски и опробовали. Это нормальное состояние, когда за неделю они высыхают. Я думаю, что на вашей проблемной картине краски тоже высохли. А вот лак, по каким-то причинам нет. Отпишитесь по результатам, мне тоже очень интересно

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли покрыть масло на бумаге лаком? У меня gamvar gloss. На работе есть неоднородные участки, матовые и блестящие, хочется исправить. Но смущает бумага. Заранее спасибо!

Доброго времени суток! Если у вас специальная бумага для масла, то смело покрывайте лаком. Если у вас обычная бумага с акриловым грунтом, то тоже должно выдержать лакировку. Попробуйте в уголочке залакировать.

Здравствуйте, Вячеслав! Спасибо большое за полезную и содержательную статью. Скажите, пожалуйста, насколько критично, если лак акрил-стирольный (производства Невская Палитра) все-таки не полгода от производства (дата изготовления 07.07.2021 (приобретен при том год назад в художественном салоне), но вскрыла и впервые им полачила картины в сентябре 2023 г)? Дело в том, что даже в магазинах найти настолько свежий лак проблематично (произволитель заявляет срок годности 4 года). Я так понимаю риск «отлипа»? Прочитав про него, стало казаться , что на некоторых (масляный слой высох, закончена работа в феврале 2023 г) из полаченных работ есть как будто минимальный отлип. Пишу «как будто» , поскольку не уверена, что «отлипом» такое можно назвать. Решила задать Вам вопрос, перед тем как покрывать этим же лаком следующие картины ? (лачила смесью акрил-стирольного и пинена, чтобы пожиже консистенция и добиться более матового эффекта). Картины, про которые сейчас писала, простояли пару недель, лицевой стороной к стене, как Вы советуете.

Доброго времени суток, Алёна! У вас лак, конечно, староват, но ещё в пределах срока годности. К тому же вы наносите разбавленный пиненом лак, должно высыхать гораздо лучше. Мне иногда приходится лакировать лаком, которому уже год примерно. Он становится густым и тяжелее наносится. Однако высыхает также хорошо. Попробуйте в уголочке залакировать кусочек и посмотреть как высыхает. Что касаемо «на отлип», это легко определить. Достаточно прикоснуться пальцем к поверхности. Лёгкое нажатие не должно оставлять следы и не должно быть ощущения липкости. Если сомневаетесь, то можно ещё взять кусочек газеты и приложить. Бумага не должна прилипать к залакированной поверхности

Добрый день, Вячеслав. У меня есть картина написанная в 1950-х годах. Судя по всему она не была покрыта лаком и местами краска чуть посыпалась. Я хочу покрыть картину лаком. Но я не знаю какими красками картина написана. Пожалуйста, посоветуйте, как можно отличить масляные краски от темперных.

Доброго времени суток, Людмила. В вашем случае две проблемы. Для начала нужно укрепить красочный слой, чтобы он дальше не осыпался. Иначе может начать отслаиваться вместе с лаком. Во вторых нужно точно определить, была ли картина покрыта лаком раньше. К сожалению, я с темперой не работал и потому не могу вам сказать, как отличить её от масляной живописи. В любом случае я советую вам обратиться к реставратору. Только он сможет грамотно укрепить красочный слой от дальнейшего разрушения

Здравствуйте.Подскажите,если акрил-стирольный лак развести пиненом 1:1,тоже он будет матовым при покрытии?

Доброго дня! Да, должен быть матовым если разбавить пиненом. Можно для начала попробовать 30% пинена, а не 50%. Попробуйте где-то в углу или на другой картине, посмотрите на результат

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, живопись акрилом на фанере но при этом с фоном и элементами пустого дерева(фанеры) без краски, каким лаком советуете покрывать? Лаком для дерева или всё же для акрила, и каким конкретно советуете, чтобы не желтило дерево и работу? И сколько времени готовой работы должно пройти перед лакировкой?

Акриловую живопись можно покрыть любым лаком на акриловой основе. Таких много, выбирайте любой, в зависимости от ваших потребностей. Возьмите прозрачный лак акриловый по дереву. Он точно не будет желтить и хорошо ляжет. Акрил сохнет очень быстро, поэтому ждать просушки как в масле не нужно

Хорошо, но а есть брать не акриловый лак а какой-то другой? Почему люди пишут что при нанесении акриловым лаком он не до конца просыхает, остаётся липкий слой, и ложится неровно полосами? Везде читаю о подобном мнении, сама когда-то пользовалась, не помню чтобы он хорошо высыхал. Не хотелось бы купить лак, чтобы потом его выкинуть.

Любой другой лак, не акриловый, даст желтизну. Прозрачные лаки бывают только художественные и акриловые. Чтобы лаковая поверхность была ровной, однородной и без полос, лак нужно правильно наносить. Любой хороший свежий лак укладывается без полос и просыхает целиком. Он не липнет потом. Остаётся обычная лаковая поверхность. Многие, кто не работал с лаками, путаются и им кажется, что лаковая поверхность липнет. Однако это не так. Если вас что-то смущает, то попробуйте в углу картины лак или на другой схожей поверхности

Спасибо. Скажите пожалуйста тогда как правильно покрывать чтобы не было полос от лака. Горизонтальная поверхность это понятно, а дальше покрывать слева направо или справа налево а потом сверху вниз или не успею акриловым лаком? У меня не много навыков покрытия лаком. В Строгановском мы покрывали лаковую миниатюру, написанную масляными красками — яхтным лаком, но он придавал желтизну, особенно со временем. Но сверху проходились наждачной бумагой для зачистки неровностей и так в несколько слоёв. Но это по грунтованному дереву и маслом. И, кстати, мы не ждали с пол года — год, как этого требует технология, а как только работа высохла на отлип, примерно через неделю, сразу покрывали её лаком и было всегда всё хорошо. А совсем недавно я узнала что оказывается нужно соблюдать технологию и ждать по пол года, это, я честно говоря, удивилась. Но может ещё всё зависит от пастозности? Если писать гладкое письмо, может можно уже через недельку -другую покрывать лаком? Это что касается масло.
Кстати, а масляную живопись на дереве вы советуете каким лаком покрывать если не брать в расчёт яхтный лак?
И, такой момент интересный, тоже хотелось бы узнать ваше мнение — яхтным лаком я раньше покрывала и акриловые работы, но конкретно фигурки из полимерной глины, покрашенные акриловыми красками и они всегда высыхали нормально, но последний раз, даже с новым лаком, который только был открыт, изделия перестали сохнуть, с чем это могло быть связано? Либо же яхтным лаком акрил точно покрывать не стоит? Ваше мнение. Или, может, акриловая краска тогда не до конца высохла, такое тоже может быть? Помню как-то изделие после покрытия акрилом, почему-то само по себе липло. Может я тогда воды в самой росписи акрилом тогда переборщила, такое тоже может быть?

Покрывать лаком можно и вертикально, а после положить горизонтально. Лакировать можно в любую сторону. Но только в одну сторону. Например, слева направо. Перекрёст вы уже не успеете сделать, а будете возить кистью по полувысохшему слою лака.
Странно что вы использовали яхтный лак. Он не предназначен для покрытия живописи. Со временем он сильно пожелтеет. И такой лак после невозможно снять с поверхности. Можно сказать, что живопись под яхтным лаком будет жить пока не потемнеет лак. А после всё, уже ничего не сделаешь.
Масло сохнет около года вне зависимости от слоя. Да, тонкие слои быстрее просыхают. Но окончательная кристаллизация происходит через длительное время. Потому вы нарушали технологию. Хотя под таким толстым слоем мощного яхтного лака это нарушение уже не играет роли.
Масляную живопись я рекомендую лакировать исключительно специальным покрывным лаком. Это может быть даммарный, акрил-стирольный лак или же другой покрывной лак. У разных производителей бывают разные лаки.
Что касаемо фигурок из полимерной глины. А зачем вы их покрывали яхтным лаком? Он не предназначен для таких тонких целей. Миниатюры, расписанные акрилом, зачастую вообще не лакируют, чтобы не портить матовую поверхность. Либо можно взять специальный художественный лак по акрилу. Тогда не будет никаких проблем с лакировкой. И запаха тоже не будет. Насколько я помню, яхтный лак очень сильно ароматизирует.
А по поводу высыхания акрила, то хороший качественный акрил высыхает мгновенно. В этом его особенность, которая позволяет работать послойно в один сеанс. Т.е. очень быстро, без промежуточных просушек.

И такой вопрос — какой лучше для акриловой живописи, матовый или глянцевый лак? В чём их отличия кроме самой матовости либо глянца, а конкретно по цвету, который в итоге получается на выходе? Глянец, как я понимаю это более насыщенные цвета но блестящие?

Это уже на ваш вкус. Матовость достигается за счёт уменьшения контрастности и глубины тёмных цветов. Хотите глубокий насыщенный цвет, делайте глянец. Но он будет блестеть. Не хотите блеска, придётся жертвовать цветом. Можно сделать полуглянцевый. Цвет будет чуть насыщенным и меньше блеска. Как компромисс

Если я правильно вас понял, то вы имеете ввиду строительный лак для внутренней отделки. К таким лакам я никак не отношусь, так как они не предназначены для покрытия масляной живописи. Возможно их используют где-то в декоративном творчестве, но там я могу не знать.
Мой вам совет, всегда внимательно читайте условия использования от производителя каждого лака. И применяйте лак исключительно по назначению. Т.е. если это лак мебельный, то применять для мебели; если это лак художественный акриловый, то для акриловой росписи; если это лак для масляной живописи…ну вы поняли, надеюсь

А готовые работы масляной живописи на холстах, их только даммарным лаком покрывают? Или тоже можно всяким и какой тогда в итоге будет результат на выходе? Извините, много вопросов, я слишком люблю творчество ☺️ Спасибо вам за ваши ответы.

Для лакировки масляной живописи применяют специальные покрывные лаки. У нас чаще всего используют акрил-стирольный и даммарный. Даммарный желтеет со временем. У европейских производителей встречается тот же даммарный, но более качественный. Однако и там он тоже может пожелтеть со временем. Так же там можно встретить и другие лаки для масляной живописи. Результат будет зависеть от лака, матовый или глянцевый соответственно

Здравствуйте. Подскажите ,пожалуйста. Рисовала картину маслом. Для разбавления использовала только льняное масло.
Примерно через 6 месяцев решила её доработать с использованием ретушного лака. Возможно нанесла много этого лака. В качестве разбавителя было льняное масло и я немного туда добавила этого же ретушного лака. Это моя самодеятельность 😒 Через месяц после дорисовки картина в принципе высохла , но есть лёгкая липкость. Как вы говорите «на отлип».
Я грешу на ретушный лак.
Я почитала ваши комментарии к вопросам. Вы очень подробно и понятно все отвечаете. Спасибо вам!)
Исходя из того, что прочитала, я пришла к выводу , что мне нужно ещё подождать , может липкость сама пройдёт. И если не пройдёт , то покрыть через год покрывным лаком. Хотела уточнить, правильно ли я поняла?
И хотела ещё спросить. Я рисую только на масле.
Можно ли рисовать на смеси только масла и скипидара ( пинена) , то есть без уайт спирита. И к чему это может привести, к каким эффектам?
И ещё хотела спросить, исходя из вашего опыта , практикуется ли продажа картин , которые просохли до состояния «на отлип»?
Наверное, все таки лучше полностью просушивать?

Доброго дня. Спасибо, рад что мои ответы вам помогли.
По идее должно было высохнуть. Хотя я не смешивал ретушный лак с льняным маслом. Так делать не стоит, ретушный лак предназначен только для скрепления слоёв. Впринципе можно и без него вообще обойтись. Как-то и у меня было так, что не высохло и липло потом. То ли после ретушного лак, то ли после тройника. Тогда я покрыл покрывным лаком и всё перестало липнуть. Попробуйте, уверен вас спасёт покрывной лак типа акрил-стирольного.
Вы хотите сами смешивать себе двойник? Я предпочитаю использовать готовую заводскую смесь. Например, классический двойник от Невской палитры имеет в составе масло и уайт-спирит с сиккативами. Полагаю вполне можно заменить уайт-спирит на пинен.
О! Продажа картин это отдельная история. Как правило при работе на заказ есть срок и ни один клиент не хочет ждать даже пару месяцев. Не говоря уже о полугоде. Потому покрытие лаком тут беда полная. Есть несколько вариантов. Клиент может забрать не лакированную картину и потом сам залакировать или оставить как есть. Или же приносит через год на лакировку. Ещё можно покрыть тонким слоем ретушного лака или разбавленного даммарного лака когда высохнет на отлип

Спасибо вам большое за такой подробный ответ и за вашу поддержку! Для меня это очень важно! Обязательно воспользуюсь вашими советами! 🙂

Здравствуйте, Вячеслав. Из всей переписки не нашла ответа на мой вопрос, к сожалению. Но, мне очень понравились и, надеюсь, что пригодятся всё Ваши советы. Мне 67лет. И я 4 года учусь живописи. Сейчас маслом. Я написала портрет сына и покрыла его даммарным лаком. Очень блестит. Правильно я поняла, что можно картину покрыть ретушным, допустим, сделать лессировку и нанести матовый. Или можно покрыть сверху матовым? Или, может, очень мягкой кисточкой слегка пенином покрыть и высушить. Прочла у кого-то совет, что можно шлифануть содой. Но, я не решусь на такие радикальные меры. Пусть, уж, блестит. Просто, моей маме уже 93года и она расстраивается, что не видит внука с любой точки. Спасибо.

Добрый день! Лучше так, сначала очистить поверхность разбавителем №1, затем пройтись ретушным лаком и нанести лессировку. И уже после закрыть всё матовым лаком. Либо если вам не нужно наносить лессировку, то пройдитесь разбавителем №1 и матовым лаком. На счёт просто пиненом, можно. Однако эффект, вроде как, будет не значительный. Хотя попробуйте сами в уголочке. Что же до соды или шлифшкурки мелкой, ничего не могу сказать, такие эксперименты лично не проводил. Я думаю вам вполне хватит покрыть сверху матовым лаком. Если вы боитесь, то проведите эксперимент на другой картине. Возьмите небольшой этюд, покройте даммарным лаком и проведите все действия, что планируете с портретом. По результату вам сразу станет ясно какой из вариантов вам подходит.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли и нужно ли покрывать работу лаком, если она написана маслом на бумаге (картина написана около года назад, но сейчас была дописана, бумага не для масла, а для акварели)? И подскажите, если картину дописывали поверх лака, с применением ретушного лака, то через какое время в следующий раз покрыть лаком? Можно ли использовать финишный лак как окончательное покрытие, если первый слой был сделан акрил-стирольным( переживаю чтобы составы двух разных лаков не повлияли друг на друга плохо)?

Доброго времени суток. Любую работу можно и нужно покрывать лаком вне зависимости от того на чём она написана. Бумага для акварели не подходит для масла совсем. Если её дополнительно загрунтовать, то возможно она будет лучше подходить. Но я бы всё равно взял специальную бумагу для масла. По цене не намного дороже. После дописывания работы поверх лака лучше обождать пару месяцев или дольше, чтобы краски просохли полностью. Спешка в масле ни к чему. Лучше использовать тот же лак, что и первый слой. Акрил-стирольный это покрывной, можно сказать финишный, лак

Здравствуйте, Вячеслав. Посоветуйте пожалуйста, как почистить старую картину(1948-1958г). Родившийся а Эстонии August MOLDER в эти годы жил в Австралии. Я давно живу в Австралии и мне приятно иметь картину эстонского художника. Картина очень пыльная в оригинальной раме.

Добрый день, Нина. Какая у вас ценная и старая картина хранится! Такую работу я бы отнёс к реставратору. Там требуется качественная очистка и замена лака. Это тонкая работа по подбору средств очистки поверхности, чтобы не повредить сам красочный слой. На картине наверняка уже появились трещинки и кракелюр. Это нужно укрепить и не допустить проникновения в них очищающих средств. С такой работой без опыта справиться сложно. Но если вы решитесь сами очищать картину, то вот мои рекомендации. Сначала мягкой кистью очистите от пыли. Затем ватной палочкой или диском, смоченной в мыльном растворе, аккуратно протереть. После лёгким растворителем, например разбавитель №1, кистью или ватной палочкой очистить от въевшейся грязи. Но только аккуратно, старайтесь, чтобы мыльный раствор и растворитель не попадали в трещинки на красочном слое. Иначе краска может начать отслаиваться. И тогда точно придётся нести реставратору и проводить дорогостоящие работы по восстановлению картины

Здравствуйте, Вячеслав! Спасибо за подробную статью и ответы на комментарии. Хотела обратиться к Вашему опыту: подскажите пожалуйста, — написала картину маслом по имприматуре, в некоторых местах она стала проступать через верхние слои красок, слегка изменился оттенок, и кое-где матовость. Писала на тройнике. Можно ли покрыть пожухлые места ретушным лаком или нужно всю картину тогда им покрыть. Повлияет ли это на дальнейшее изменение цвета и оттенков? В принципе, там не критично, и даже пожухлости вписываются в общую картину пока. Опасаюсь, что изменения будут происходить дальше. А хотелось бы их либо сильно замедлить. И как понять, что краска просохла, и можно покрыть лаком? По времени где-то 2-3 недели в теплом сухом помещении. Нигде не липнет уже Заранее благодарю

Доброго времени суток, Светлана. А что за имприматура была, какой грунт? Сколько слоёв было наложено поверх имприматуры и насколько плотные были слои и мазки? Масло в целом довольно прозрачное и перекрыть очень плотный и насыщенный оттенок цвета порой сложно. Пожухлые места как раз и поднимаются ретушным лаком или втиранием льняного масла. Но велик шанс, что в дальнейшем они снова западать будут. Скорее всего у вас запали тёмные цвета, так бывает. Потому пройдитесь ретушным лаком, раз вы на тройнике писали. Для межслойной обработки ретушным лаком уже достаточно прошло времени. Для покрытия картины покрывным лаком нужно подождать ещё годик…

Здравствуйте, Вячеслав. Заказала картину, она на холсте, но не знаю какими красками написана, а сверху художник покрыл ее лаком. Ооочень блестит, работы не видно. Чтобы ее разглядеть приходится вставать как минимум под углом в 45 градусов к картине. Расстроилась. Выяснила, что картина покрыта лаком ХВ-784 глянцевым. Что можно сделать? Очень надеюсь на Ваш совет. Благодарю заранее.

Доброго времени суток. Сочувствую вам, так как вы явно обратились за картиной к дилетанту. Таким лаком нельзя покрывать картину. Это не художественный лак. И уже не имеет значения какими красками он писал. Чтобы смыть этот лак нужны сильные растворители. А они снимут лак вместе с красочным слоем. Даже если сейчас вы уберёте глянец с поверхности, то со временем этот лак очень сильно потемнеет и пожелтеет. Так как это не художественный лак. Возможно, опытный реставратор и сможет аккуратно снять такой лак с картины. Я не знаю, надо спрашивать у реставраторов. Можете попробовать предъявить художнику претензию и потребовать часть оплаты назад. Но у вас это вряд ли получится. Единственное, что я могу вам посоветовать, так это убрать глянец. Для этого смочите тампончик в растворителе и протрите поверхность. Растворитель нужно подбирать. Точный я вам не смогу назвать, нужно экспериментировать. Пробуйте в углу картины, пока не достигните матового эффекта. Или же купите матовый масляный лак и покройте сверху картину. У продавца спросите матовый лак по лаку ХВ-784

Добавить комментарий