Хороший, проработанный рисунок — это основа успешной работы маслом. И тут, при работе на холсте, есть несколько нюансов, рассмотрим их детально.

Итак, перед нами чистый холст. И теперь стоит задача нанести на него рисунок.

Для работы маслом необходимо определить общую композицию, найти основные пропорции и построение. Однако, в мелкие детали вдаваться особого смысла нет, так как всё равно в процессе письма намеченные мелочи запишутся. Чаще всего работа ведётся от общего к частному, т.е. от больших масс к мелким деталям. Правда, есть исключение из этого правила, я о нём рассказываю в следующей заметке, где подробно освещаю технику письма маслом.

Вести такие поиски общей композиции и пропорций можно по разному. Правильнее всего будет сразу краской на холсте. Однако, если работа сложная, то придётся много раз переписывать и исправлять в поисках правильного варианта. В таких случаях гораздо проще сделать предварительный рисунок на бумаге. Тут можно без страха испортить искать верный вариант. Таким образом, чаще всего создаётся картон или эскиз (рисунок) небольшого размера. А затем уже переносится на холст.

Картон

Под картоном понимают детально проработанный рисунок на листе бумаги в натуральную величину (т.е. один к одному в размер холста). На нём ведётся поиск композиции, построение и порой основные тоновые отношения. Бумагу можно взять совершенно любую, даже газету. Но чаще всего это ватман, крафт-бумага и т.д. По размеру такой лист должен совпадать с размером будущей работы.

Картон, на мой взгляд, одна из самых важных частей. Когда начинаешь детально прорабатывать первоначальную идею на листе в полном размере вылезает целая куча нюансов. А порой, посмотрев в большом формате, меняешь кардинально всю композицию, т.к. приходит понимание, что изначальная задумка ошибочная. Ведь то, что хорошо смотрится на маленьком листе далеко не всегда выигрышно выглядит на большом. Намного легче вносить такие глобальные изменения на картоне, а не на холсте красками.

Самая правильная последовательность действий при работе над задумкой будет выглядеть следующим образом:

  • сначала ищем идею в серии быстрых зарисовок и набросков
  • затем делаем несколько проработанных эскизов небольшого формата
  • дальше разрабатываем детальный картон в натуральную величину
  • и только теперь мы можем перенести основные линии композиции на холст

Способы переноса рисунка на холст

Теперь у нас есть проработанный картон и нужно его перенести на холст. Но как это сделать? И тут нужно включить мозг и сообразительность. А так как мы все ленивые, я облегчу задачу и подскажу самые распространённые способы. Большая часть из них вполне доступны каждому.

По клеточкам (сетка)

Самый доступный способ и один из самых распространённых — это перенос рисунка по клеточкам. Таким образом можно переносить не только картон (т.е. один к одному в размер холста), но и небольшие эскизы (т.е. масштабировать). И для этого совсем ничего не нужно, просто волшебство! Именно поэтому такой способ снискал большую популярность с давних времён.

Перенос рисунка на холст

Суть его в том, что исходный рисунок расчерчивается на клеточки (наносится сетка). Размер (количество) клеточек определяет художник в зависимости от сложности рисунка и его личных предпочтений. Далее на холст наносится сетка с таким же количеством клеток. Рисунок переносится на глаз, опираясь на точную привязку линий пересечения сетки. Результат выходит довольно точный и погрешность очень маленькая. Таким образом можно смасштабировать фактически любой рисунок и на любой размер.

Припорох

Это один из самых старых методов переноса рисунка на холст, так же как и предыдущий. Однако в отличие от масштабирования при помощи сетки, припорохом можно перенести рисунок только с картона в натуральную величину, т.е. один к одному с размером холста. И кроме этого он ещё довольно сложный и занудный, с наличием большого количества недостатков. И всё же снискал свою долю поклонников в старые времена. Так как другие методы были менее точные.

Суть этого способа в том, что в картоне по контуру рисунка прокалываются небольшие отверстия. Они должны быть достаточные для того, чтобы через них могла пройти угольная пыль. Далее картон крепится к холсту и по каждому отверстию проходятся углём. Можно слегка постучать, чтобы уголь просыпался вниз. После снятия картона на холсте остаются точки. Их нужно соединить и ещё раз проверить построение на наличие огрехов.

Вместо угля можно использовать другие материалы, например карандаш. Однако, следует помнить, что многие современные материалы могут ухудшить сцепление с грунтом или проступить сквозь краску со временем. Например карандаш или уголь ухудшает сцепление и смешивается с краской, давая грязь. Их наносят очень легко и тонкие, еле видные линии. А маркер, фломастер или копировальная бумага могут, со временем, проступить, стать видными сквозь слои краски (так как масляная краска со временем становится слегка прозрачнее). После нанесения рисунка необходимо пройтись тонкой кистью с краской поверх этих линий, чтобы закрепить и избежать смешивания в дальнейшем. Поэтому следует стараться минимизировать использование этих материалов на холсте. Лучше всего наносить только краску.

По шаблонам

А вот тут я вспомнил один замечательный метод, думаю он многим понравится. Большие формы можно легко перенести на холст при помощи шаблонов. Итак, берём картон, с него делаем шаблоны общих контуров, например, силуэт человека. Далее прикладываем к холсту в нужном месте и обводим сразу кистью с краской. Таким образом постепенно по шаблонам можно перенести основную массу всего картона. А более мелкие детали уже легко восстановить на холсте на глаз. И в результате мы получаем чистый холст без карандаша, копирки и прочего. Сразу краска, красота!

Копировальная бумага

Это уже современный способ, он довольно быстрый и простой, в отличие от предыдущих. Здесь также используется картон в натуральную величину. На холст накладывается копировальная бумага (копирка) сверху аккуратно ложится картон и осторожно обводится при помощи карандаша или ручки. Нажимать сильно нельзя, это, в принципе, и так понятно. В результате получается точный перенос рисунка с картона на холст. Линии копирки можно облегчить обычным ластиком и пройтись поверх краской.

Перенос рисунка на холст

И при всей своей простоте и удобстве, всё таки не рекомендую использовать данный метод. Так как на холсте останутся линии от копирки. Существует мнение, что на них через годы может потрескаться краска, или же плохо лечь, или могут проступить сами линии. Происходит это из-за наличия в обычной копирке воска и жира, который помогает закреплять скопированный текст документа.

На сегодняшний день существует особая графитовая копировальная бумага (transfer graphite paper). Её разработали специально для художников. Такая копировальная бумага не содержит воска и жира, не размазывается и не просачивается сквозь краску. Такую копирку можно с большей уверенностью использовать в масляной живописи. В наших краях, к большому сожалению, я пока не видел такой бумаги. Однако, в любом случае, как и с карандашом, я бы минимизировал применение копировальной бумаги.

Проецирование

И ещё один вариант, тоже современный, самый простой и быстрый. Однако сопряжён с наличием дорогой техники в виде того или иного проектора. Как уже понятно из названия, изображение проецируется тем или иным способом на холст и обводится карандашом, углём или краской. На этом всё, просто и быстро.

Перенос рисунка на холст

В качестве исходной картинки для проецирования можно использовать как рисунок, так и фотографию сразу. Однако использование фотоматериалов будет считаться уже халтурой. Хотя кто об этом узнает… Да и из опыта скажу, что после переноса рисунка на холст в последующей работе красками всё построение, зачастую, приходится искать заново. Рисунок передаёт общие массы, а нюансы можно найти только уже на холсте.

На просвет

Этот метод я подсмотрел на бесконечных просторах одного из художественных форумов, хотя мог бы догадаться и сам о нём. Принцип прост, перенос рисунка на просвет. Наподобие того, как все мы переносим рисунок через прикладывание листков к окну. Т.е. использование метода светового стола. Однако это всё будет прямой перенос без увеличения.

Если у вас перенос рисунка с бумаги на бумагу (с фотографии на бумагу), то можно перенести при помощи окна, лампы или светового стола. Этот способ всем очень хорошо известен. И как его разновидность, перенос напрямую с экрана.

Перенос рисунка на холст

А для холста прибегнем к небольшой хитрости. На картоне делаем чёрным цветом весь контур, чтобы он был хорошо виден. Далее подкладываем лист с рисунком под холст с обратной стороны. Теперь понадобиться очень яркая лампа. Устанавливаем её за холстом. Чёрные линии рисунка очень хорошо видны, особенно если вплотную прижать лист к холсту. Только не стоит нажимать слишком сильно, чтобы не продавить холст. Остаётся только их обвести краской. Довольно простой, элегантный и действенный способ, пользуйтесь, пока я добрый.

По слою краски

Есть ещё один способ, о котором я читал, но сам им не пользовался: по слою краски. Потому утверждать, что он будет рабочим не могу. Есть моменты, которые вызывают сомнение.

Как можно догадаться из названия, этот вариант предлагает перенос рисунка при помощи краски. Наносите на холст плотный слой краски контрастного цвета. Затем укладываете сверху картон (в данном случае он должен быть выполнен на достаточно тонкой бумаге). И, не прикасаясь руками, аккуратно карандашом или ручкой обводите по контуру рисунок. После осторожно снимаете картон. В результате рисунок будет процарапан в краске.

Это в теории, а на практике, скорее всего, краска прилипнет к бумаге и в других местах и линии рисунка будут не чёткими или не различимыми.

Какой же способ выбрать?

Из всех перечисленных выше методов только два позволяют масштабировать рисунок при переносе. Остальные предполагают наличие картона в натуральную величину. Этот момент стоит учесть при планировании своей работы. Создавать картон или обойтись небольшим эскизом. А может вообще сразу с фотографии делать.

Каким способом пользоваться каждый решает сам, в зависимости от предпочтений, поставленной задачи и наличия тех или иных приспособлений и материалов. На мой взгляд нет правильных или не правильных методов. Есть только те, которые удобны в данный момент.

Можно много спорить о методе переноса, но в любом случае в результате получается лишь лёгкий контур с кучей недочётов в виде мелких сдвигов на пару миллиметров. Поэтому при дальнейшей работе уже красками предстоит большая работа по уточнению всех этих линий построения.

11 комментариев

Здравствуйте. Можно добавить ещё способов. Например, самый начальный способ — прямое перерисовывание, копирование с экрана ТВ, отпечатком фотки и пр. На сайте *** я пытался систематизировать это.

Доброго дня, Андрей. Вы, видимо, не внимательно изучили мою статью. Все существующие адекватные методы переноса рисунка на холст здесь описаны. А использовать комментарии для бесплатной рекламы совсем плохо.

Доброе утро! Очень часто приходится делать копии картин старым мастеров. Переношу при помощи принтера, импорт файла в Корел, дробление на листы А4, склейка скотчем, далее копирка (в последнее время копирка просто мрак) на холст, поверху картон и перенос. Из-за плохого качества копирки приходится прорисовывать твердым карандашом. И вот тут вопрос, тот же Игорь Сушенок (он когда пишет свои работы и копии, не прописывает имприматуру, а сразу по холсту пишет гризаль карандашом) советует фиксировать карандаш лаком для волос. Как Вы смотрите на это?

Доброе утро! Да, это один из самых удобных способов переноса. Сам им пользуюсь, именно так как вы описали. Касаемо вашего вопроса, я бы ни в коем случае не стал использовать лак для волос в масляной живописи. Неизвестно как поверх лягут краски. Постарайтесь не использовать посторонние материалы, чтобы ничего не мешало сцеплению краски с грунтом. А зафиксировать линии построения (будь то от копирки, карандаша или угля) лучше всего краской с разбавителем (пиненом). Возьмите тонкую кисть и обведите краской все линии. Так вы закрепите ваш рисунок

Спасибо за ответ. В моем случае — это будет пинен + умбра. Я всегда пишу имприматуру. И если можно еще один вопрос, я думаю Ваш ответ будет интересен не только мне, но и многим Вашим читателям. Какие масляные краски у Вас в почете (фирмы изготовители). Буду честен, очень часто использую ГДР-овские краски (Рубенсовские, поляки их называют — Рубенсувки, до сих пор не высохли, за исключением краплака). Многие пишут что «мастер класс», но в последнее время попросил старшего сына, он Ваш ровесник и проживает в Лондоне, пройтись по арт магазинам. Все ему сказали — покупайте Шминке Профешнл или Пебео. Соответствие — цена, качество. Я дучаю Вы тоже когда-то были в этом поиске. Хотелось бы прочитать Ваше мнение!

Хороший вопрос и довольно сложный. Скажу сразу, на данный момент я всё ещё пишу на старых запасах «Мастер класс». Однако, как мне сказал знающий человек, краски от Невской палитры, выпущенные после 2010 года, сильно ухудшились по качеству. Если есть у кого старые запасы, то ещё более-менее. Сейчас серия «Мастер класс» по качеству ближе к ученическим краскам. Про ГДР-овские краски даже не слышал, очень интересно. Schmincke хорошие считаются. А вот Pebeo не стал бы брать. Одними из лучших обычно называют Old Holland. В них много чистого пигмента, однако они дорогие довольно. Из доступных по цене и качеству можно назвать Rembrandt от Royal Talents. Это самые дешёвые из профессиональных красок. Ещё неплохие Maimeri Puro и Maimeri Artisti. Однако посоветовать что-то конкретное я пока не могу. Нет финансовой возможности всё опробовать. Рекомендую заглянуть на ютуб канал «S.M.». Там автор проводит тесты масляных красок и подробно рассказывает о качестве. А выводы можно уже сделать самому, приобретая краски по доступности в магазине и в цене

Добрый день,Вячеслав! Я -Ирина,пенсионер с внезапно проснувшейся неудержимой тягой к рисованию .Пробовала акварель и акрил,но мало,а сейчас решила попробовать масло. Обнаружила Ваш сайт и была обезоружена Вашей интеллигентностью и профессионализмом. На посещаемых мною вебинарах и мастер-классах преподаватели советуют не приобретать более 8 цветов красок,но ,во всяком случае,у двоих из них наборы из тех же восьми штук разнятся,хоть частично,но все же. К какому берегу пристать новичку? При этом рекомендуют обучающимся краски бренда МАСТЕР КЛАСС. Хочется узнать Ваше мнение по поводу универсального набора. Но главный вопрос все же другой. Меня не оставляет мысль об изготовлении красок самостоятельно. В Сети продается множество пигментов . Любые другие компоненты тоже доступны. Будет ли это дешевле ХОРОШИХ красок ? Или окажется трудозатратным настолько,что придется отказаться от затеи в пользу ‘Мастер-класса»,поскольку использование материалов тех марок,о которых Вы говорили в переписке с собеседником,отнюдь не вписывается в рамки моего ежемесячного дохода в 23т.р. С уважением,Ирина Кузьмина

Доброго времени суток, Ирина. Мои благодарности Вам за такие приятные слова в мой адрес. Новичкам, обычно, всегда советуют приобрести стандартный набор из 8 цветов. Это максимально практичное решение. Пока вы не научитесь работать, вы не поймёте какие именно цвета вам нужны. А в наборе присутствует необходимый минимум цветов. Я сейчас вообще пользуюсь только 6 цветами. Остальные лежат без дела. По поводу красок от Невской палитры. Пока вы учитесь можете смело брать линейку Ладога. Даже Мастер класс вам без надобности. Так как все работы у вас сейчас будут ученические. Вы не должны оглядываться на стоимость красок и жалеть их. О качестве красок задумаетесь уже потом, когда научитесь писать. Что же касаемо изготовления красок. На мой взгляд это плохое решение. Сделать краски такого же качества как на заводе будет довольно сложно. А вот накосячить и сделать плохие краски очень легко. Для изготовления красок нужно много знать и уметь

И еще
Сейчас появились масляные краски на воде (!!!). Первая появившаяся мысль-попробовать сотворить подобное,в противовес законам физики. Что думаете ?

Добавить комментарий